Маяки Сахалина

Маяки Сахалина

«Маяки – святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав» Константин Паустовский


Первый маяк на Сахалине был установлен в посту Дуэ в 1860 году. Деревянная маячная башня была поставлена чуть севернее постовой пристани на высоте 290 футов (88 метров). В 1864 году поставили новую деревянную двухэтажную четырехугольную маячную башню высотой 12 метров, снабженную отражательным осветительным аппаратом с 9 аргантовыми лампами, заправляемыми маслом. Огонь маяка был белый постоянный, его высота над уровнем моря составляла 114 метров.

Основание на Сахалине уголовной каторги требовало неотложных мер по навигационному обеспечению мореплавания. В связи с этим по Высочайшему повелению от 5 мая 1872 года была разработана обширная «Программа усиления маячной части в портах Восточного океана», которая включала строительство на острове сигнальных башен и маяков.

Особое внимание в программе уделялось проливу Лаперуза. Плаванию здесь мешали густые туманы в первую половину лета, сильные течения и сулои. Большую опасность представлял Камень Опасности в центре пролива.
Моряки, чтобы обезопасить проход, выставляли «слухачей»: людей, которые могли услышать рев сивучей, расположившихся на небольшом клочке земли.

Строительство началось 13 мая 1883 года, а 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.


В 1885 году началось строительство маяка возле нового центра каторжанского Сахалина — поста Александровского. Место для нового маяка было выбрано на мысе Жонкиер. Весной 1886 года работы были закончены.
Высокая дальность видимости огня была достигнута за счет необычайно высокого расположения маяка — 180 метров над уровнем моря.

В начале 90-х годов XIX века назрела необходимость строительства новых маяков и створных знаков на Сахалине. С одной стороны, это было вызвано появлением новых усовершенствованных маячных систем, а с другой — плачевным состоянием сахалинских маяков. В Главном Гидрографическом Управлении в Санкт-Петербурге был разработан «План производства маячных работ в Восточном океане», рассчитанный на 1892-1897 годы.

Был заключен контракт с французской фирмой «Барбьет Бенард».
Работы по строительству новых маяков начались в 1894 году. 7 августа из привезенного из Японии красного кирпича началось возведения нового Крильонского маяка, чтобы он не сливался по цвету с небом.

К 1 августа 1896 года на Крильонском маяке были закончены установка и регулировка осветительного аппарата.

Строительство Жонкиерского маяка началось в июле 1895 года. Надо было сменить неудачно выбранное место маяка постройки 1886 года, огонь которого часто не был виден из-за верхового тумана. На высоте около 70 метров над уровнем моря на том же склоне была снивелирована площадка для нового маяка.
6 июля 1897 года маяк был принят комиссией.
18-метровая восьмигранная башня несла осветительный аппарат с белым проблесковым огнем продолжительностью 3 секунды, загоравшимся через 30-секундные промежутки. Дальность действия огня составила 17,8 мили.


Следующий этап маячного и навигационного обеспечения мореплавания в водах Южного Сахалина падает на 40-летнее правление губернаторства Карафуто.
Первым навигационным знаком, поставленным японцами, был бакен с колоколом, установленный восточнее скалы Ниджё-ган (Камень Опасности) в 1906 году, затем, в 1913 году на скале была построена бетонная башня высотой 18 метров с автономным маяком, рядом с ней — туманный колокол.

В 1914 году на мысе Хиноде-Бана (Обсервации) на восточном берегу острова Кайбатоо (Монерон) была построена 4-угольная маячная башня. Она была так соединена единым коридором с помещениями для обслуживающего персонала, сирены, дизельной и метеостанции, что получался замкнутый комплекс жилых и хозяйственных построек, идеально приспособленный для островного климата с его ветрами и буранами.

Подобный комплекс в том же году был построен на мысе Сони (Кузнецово) на юго-западном побережье полуострова Крильон.
Освещение южной части Татарского пролива закончилось с постройкой в 1919 году маяка на мысе Киннуси (Лопатина).

В современной истории маяк Лопатино прославился тем, что из его чаши был взят огонь, который доставляли поэтапно через всю страну в Сочи на Всемирные военные игры 2017 года. «От лучины в самом сердце лопатинского маяка его бессменный хранитель Владимир Комаров передал огонь сахалинским юнармейцам».

Имя маяка вновь вошло в историю. Но не обошлось без географических ляпсусов, которые иногда позволяют себе допускать люди, живущие на западной оконечности нашей страны. При огромной аудитории, которая расширилась на миллионы зрителей других стран было сказано, что огонь привезен из Лопатскинского!!! маяка! ЛОПАТИНСКОГО, господа недоучки!

Самый оригинальный технический проект был использован при строительстве маяка на мысе Анива. Этот маяк мог бы претендовать на архитектурный памятник, настолько он красив и необычен. Сейчас он заброшен и не используется по назначению. И лишь фотографы облюбовали его как свой объект и представляют его нам с разных ракурсов на фоне морских волн и бескрайнего неба.

Маяк Анива — безмолвный свидетель правления Карафуто.

Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой. Высота башни — 31 метр, высота огня — 40 метров над уровнем моря.

В целом за 40-летний срок правления губернаторства Карафуто на южном Сахалине было установлено 25 маяков и створных знаков, что значительно улучшило навигационное обеспечение плавания в акватории Охотского и Японского морей.

В годы, связанные с бурными политическими событиями февральского и октябрьского переворотов, а также во время пятилетней японской оккупации на Северном Сахалине маячное строительство практически не велось. Только в 1929 году Совет Труда и Обороны принял «Постановление об описи и ограждении дальневосточных морей».

С началом промышленной добычи нефти Северный Сахалин начал играть важную роль в экономике Дальнего Востока. И было необходимо в первую очередь осветить северную оконечность Сахалина — мысы Марии и Елизаветы.


В 1932 году был установлен маяк на мысе Елизаветы.

На мысе Марии первоначально была установлена деревянная четырехгранная ажурная башня, которая в 1935 году была заменена на капитальное строение.

Плавание по Амурскому лиману и проливу Невельского всегда было сложным и опасным и требовало от судоводителей напряженного внимания и соблюдения лоцманских указаний.
Поэтому в этом регионе были установлены не маяки, а постоянные створные знаки, обслуживаемые маячной командой. Дальность действия огня, светящего по направлению створа, составляла 11 миль.

С 1950 года в Советском Союзе начинается осуществление обширной программы маячного строительства. Советская промышленность освоила серийный выпуск маячных светооптических аппаратов с силой света от 50 тысяч до 3 миллионов свечей и дальностью действия до 30 миль. Появились новые проекты монолитных маячных башен из бетона, строящихся при помощи переставной металлической опалубки. Такие башни были поставлены на мысе Терпения, в порту Холмск, на заливе Пильтун.

+5
22:05
136
23:13
+3
познавательно, но сложновато
02:57
+4
Тема маяков Сахалина очень интересна мне, когда начинаешь больше узнавать о каждом из этих маяков, то яснее понимаешь роль маяка и как сложен уход, и дорогостоящее содержание этих исполинов. Ведь маяк должен быть виден издалека, чтобы корабли могли безопасно пройти к месту назначения. Остров Сахалин окружен водой со всех сторон и маяки расположены цепочкой — гирляндой, как на новогодней елке. Красиво.
21:45
+4
Острову конечно нужны маяки! Поражает дотошность и скурпулезность японцев, которые сделали все для удобства и безопасности обслуживающего персонала.
В 1914 году на мысе Хиноде-Бана (Обсервации) на восточном берегу острова Кайбатоо (Монерон) была построена 4-угольная маячная башня. Она была так соединена единым коридором с помещениями для обслуживающего персонала, сирены, дизельной и метеостанции, что получался замкнутый комплекс жилых и хозяйственных построек, идеально приспособленный для островного климата с его ветрами и буранами. Подобный комплекс в том же году был построен на мысе Сони (Кузнецово) на юго-западном побережье полуострова Крильон.
21:34
+3
Маяк Анива прекрасно-ужасен! Как средневековая башня!
19:56
+3
Анива, торжество человеческого гения, упорства и технического совершенства!
Загрузка...