Советский Дальний Восток

Дореволюционное хозяйство на дальневосточных землях было односторонним и отсталым. Дальний Восток давал исключительно сырьё — лес, пушнину, рыбу, золото. Всё это вывозилось за границу, а почти всё, что край потреблял — хлеб, мясо, металл, а также предметы широкого потребления, — привозилось извне. Обрабатывающей промышленности не существовало. Сельское хозяйство не могло прокормить всего населения.

В результате, несмотря на сильную эксплуатацию трудящегося населения, Дальний Восток всё-таки содержался на средства центра, пересылавшего сюда ежегодно десятки миллионов рублей на содержание армии и флота, на постройку крепостей, на жалованье чиновникам.

С установлением советской власти на Дальнем Востоке развернулась гигантская работа по развитию его производительных сил.

Отрасли добывающей промышленности, существовавшие и до революции, были целиком перестроены и расширены. К добыче сырья добавлена его обработка. Золотопромышленность переоборудована и механизирована.

Резко возросла добыча угля и полиметаллов. Была создана промышленность нефтедобывающая (на Сахалине) и нефтеперерабатывающая (в Хабаровске). Создана и чёрная металлургия (в Комсомольске-на-Амуре). Сильно развилось машиностроение, особенно судостроение.

Для рыболовства и зверобойно-морского промысла создан моторизованный флот, большая сеть рыбозасольных и рыбоконсервных заводов. Крабовый промысел (на Камчатке) создал новую экспортную статью в виде вывоза крабовых консервов.

Лесозаготовки были механизированы, расширена лесопильная и деревообрабатывающая промышленность. Упорядочен пушной промысел — организованы фактории, заповедники, питомники.

Было преобразовано и сельское хозяйство. Сильно увеличены посевные площади. Кроме старых культур, «русских» (пшеница, овёс, рожь) и «китайских» (рис, соя, гаолян), введены и новые, например, сахарная свёкла.

Деление дальневосточного региона на пояса — на районы Крайнего Севера и районы, приравненные к районам Крайнего Севера, установление в них государственных регулируемых цен на продукты питания и северных надбавок при оплате труда, а также строительство благоустроенного жилья — позволяло привлечь в дальневосточный регион квалифицированных специалистов из других регионов страны.

Организация собственных высших и средне-специальных учебных заведений, а также профессионально-технических училищ позволяло развивать собственные трудовые ресурсы — квалифицированных рабочих и специалистов, инженеров для промышленных отраслей народного хозяйства.

Многое было сделано и по развитию транспорта, имеющему для отдалённого края ведущее значение. Железнодорожная магистраль перешла на две колеи. Проведена линия от Хабаровска до нового города Комсомольска-на-Амуре и далее на Советскую гавань. От станции Большой Невер Амурской железной дороги проведена автомобильная магистраль на север к Алданскому золотопромышленному району, значительно облегчившая снабжение этого района.

Был расширен водный транспорт — речной и морской. Благодаря усилению морского флота и постройке новых портов значительно оживилась связь основной, южной части Дальнего Востока с его северными окраинами — Камчаткой и Чукоткой. Построен ряд новых автодорог, расширен автомобильный парк. Сильно развился авиатранспорт, игравший особо важную роль для связи с северными районами.

За годы советской власти Дальний Восток обзавёлся собственным производством металла и собственным машиностроением, так что теперь он сам из своего металла производил нужное ему оборудование и для водного транспорта, и для промышленности — угольной, лесной, рыбной. Благодаря этому Дальний Восток получил возможность быстро развивать все основные отрасли своего хозяйства.

Дальний Восток — это край, который весь находился в стадии строительства: строились новые фабрики, заводы, рудники, новые совхозы, новые оросительные каналы, новые порты и целые города с необходимой инфраструктурой, с объектами соцкультбыта, здравоохранения, спорта. Была построена Байкало-Амурская магистраль, Зейская и Бурейская гидроэлектростанции, ЛЭП-500.

Ввиду недостатка рабочих рук все отрасли хозяйства на Дальнем Востоке механизировались в самой высокой степени. По степени механизации сельского хозяйства Дальний Восток занимал одно из первых мест в СССР.

Поставленная на XVIV съезде партии задача — создание комплексного хозяйства — была особо подчёркнута как особо важная именно для Дальнего Востока ввиду его крайней отдалённости. Дальний Восток должен был целиком обеспечивать себя овощами и картофелем, да и вообще решительно взяться за подъём сельского хозяйства, за полную ликвидацию отсталости и неэффективности в некоторых сельскохозяйственных отраслях.

В этом направлении и шло в последние годы «застойных времён» хозяйственное строительство Дальнего Востока. Наряду с транспортом, тяжёлой промышленностью и сельским хозяйством, Дальний Восток развивал у себя также пищевую и лёгкую промышленность, вырабатывающую разного рода изделия широкого потребления, как-то: мыло, стекло, посуду, спички, мебель и т.д.

Особенное внимание было обращено на развитие основных отраслей — горнодобывающей, лесной, рыбной —и на производство оборудования для них. Дальний Восток вывозил на экспорт лес, пушнину, золото, рыбу, крабовые и рыбные консервы.

Объём и масштабы развития промышленности Дальнего Востока тех лет можно оценить, сравнивая экономические показатели того периода с состоянием дальневосточной промышленности в настоящее время. И здесь не будет преувеличением сказать, что в экономических показателях сегодняшнего дня процентов семьдесят будет составлять ещё не до конца растраченный производственный ресурс советских периода.

+4
488
19:15
+2
как людьми управляют — так они и живут
Гость
21:51
+1
Статья в духе ностальгии по советским временам. Хотя в то время не всё было так красочно и благополучно.
" Наш паровоз вперед летит, в коммуне остановка....." Ели учесть отдаленность, послевоенные годы разрухи всей страны, то зделано так много, что наше поколение, в праве гордиться достижениями. Воздвигали города, на чистом энтузиазме, который ныне вообще отсутствует.
Загрузка...