Времена года в музыке

Музыка

Времена года в музыке

Анекдот:
Еврейского мальчика лет шести приводят на собеседование в школу. На собеседовании его спрашивают:
-Сколько ты знаешь времен года?
-Шесть!
-А если подумать, мальчик?
-Шесть.
Директор отказывает маме, и на улице она спрашивает сына:
-Ну, Семочка, и шо это такое было?!
-Мама, я и правда не знаю больше никаких «Времен года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяцолла, Лусье, Чайковского и Глазунова!
-Сема, а как же Десятников?


Анекдот еще раз доказывает свою полезность, а в данном случае еще информативность.
Не хотелось бы выглядеть профаном в глазах шестилетнего мальчика, поэтому освежим в памяти все «Времена года».
Все перечисленные ранее композиторы писали свои «Времена года» в различных стилях, жанрах и формах. От импровизации и вариации до балета и монументальной оратории.
Начнем наше знакомство...

Думаю, что что великая одноименная музыка Чайковского и Вивальди известна многим.
И все же давайте вспомним, что:
«Времена года» венецианского композитора Антонио Вивальди — это первые четыре скрипичных концерта из двенадцати концертов его восьмого опуса, это одни из самых знаменитых его произведений. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам композитор.

«Времена года» Петра Ильича Чайковского были написаны для фортепиано и состояли из 12 произведений, каждое по названию месяца года. Все произведения предварялись стихотворными или прозаическими эпиграфами. Затем это произведение было переложено для исполнения симфоническим оркестром.

А вот с «Временами года» остальных композиторов давайте познакомимся подробнее.
Одноактный балет «Времена года» композитора Александра Константиновича Глазунова был создан балетмейстером Мариусом Петипа.
Премьера прошла в Петербурге, в Эрмитажном театре 7 февраля 1900 года.
Музыка Глазунова к балету не несет ни психологических, ни драматических мотивов — она изначально предполагалась как смена сюит-сезонов для пластических разработок. Глазунов создал музыку к теме вечного возрождения Природы и Жизни, то затухающей, но вновь взметнувшейся.
Римский-Корсаков, побывав на репетиции балета, сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим».

Известны слова композитора следующего поколения — Бориса Асафьева: «Времена года» — лучший по характеру материала и выразительности музыки балет Глазунова, не говоря уже о выдающемся техническом мастерстве".

Монументально!!!
Оратория Йозефа Гайдна «Времена года» (1801г.) раскрывают тему – «человек и природа», «человек и земля». Концепция оратории близка теории великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, прославляющего жизнь человека, живущего в гармонии с природой.

Основу оратории «Времена года» составляют картины крестьянского труда и быта, деревенской природы, мир чувств простых землепашцев. Гайдн прославляет людей труда, которые способны простодушно радоваться жизни.

Оратория написана для хора, оркестра и трех солистов.

Четырем временам года соответствуют 4 части оратории – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Все части состоят из 47 номеров, где есть 13 хоров (это хоры поселян, пахарей, охотников), 6 ансамблей (главным образом терцетов), 10 арий. Кроме этого есть речитативы и оркестровые номера.

Астор Пьяцолла... Мы знаем его как композитора новатора, который соединил в своем творчестве классику, джаз, ритмы танго.

Сочинение известное как «Estaciones Portenas» или «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» — это набор из четырёх танго-композиций, написанных композитором в разное время, хотя Пьяццолла исполнял их время от времени вместе. Чаще всего это было в исполнении созданного Пьяццоллой струнным Квинтетом с участием бандонеона, который исполнял сольную партию.

«Времена года» Пьяццоллы — это не «времена года» как смена сезонов. В названии автор указывает, что речь идёт о разных периодах жизни жителя окраины столицы Буэнос-Айреса. В концертной же практике исполнения произведения устоялась другая традиция — переводить название «Времена года в Буэнос-Айресе», а не «Смена времён года в жизни бедного жителя пригорода Буэнос-Айреса».

Произведение нашего современника,композитора Леонида Десятникова, неразрывно связано с «Временами года» Пьяцоллы и Вивальди. В 1996-1998 годах, российский композитор сделал свободную скрипичную транскрипцию (в сопровождении струнного оркестра) произведения Пьяцоллы и выявил более очевидно связь между «Временами года» Антонио Вивальди и «Cuatro Estaciones Portenas» Пьяццоллы.
В каждую часть сочинения он включал несколько цитат из оригинального цикла Вивальди, но учитывая различия сезонов противоположных в северном и южном полушариях, например, в «Verano Porteno» добавил элементы «L’Inverno» («Зима») Вивальди.

Продолжим наше знакомство далее...
Жак Лусье (род. 26 октября 1934, Анжер, Франция) — французский пианист, известный прежде всего джазовыми импровизациями на музыку таких классических композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси, Гендель. Композитор написал свои вариации на тему Времен года Антонио Вивальди.

Давайте вместе порадуемся и погрустим! Порадуемся тому, что список наш расширился  и еще один российский композитор продолжил традицию написания произведений под названием «Времена года». Это композитор Вячеслав  Александрович Овчинников, который написал ораторию «Времена года»для хора, симфонического оркестра и солистов!

Среди сочинений Овчинникова – опера “На заре туманной юности”, балеты; оратории “Времена года”, “Гимны Отечеству”, “Сергей Радонежский”; четыре симфонии, шесть сюит для оркестра.

Также он написал музыку к таким кинофильмам, как “Война и мир”, “Андрей Рублев”, “Они сражались за Родину”, “Иваново детство”, “Борис Годунов”, “Дворянское гнездо”, “Земля”.

А погрустим, потому что совсем недавно, этот замечательный композитор ушел...

Но мы с вами открыли для себя еще один мир, музыкальную планету Вячеслава Овчинникова!

Это ли не чудесное завершение нашей поисковой работы!!!

Вот такие они, все разные, но прекрасные музыкальные произведения под названием «Времена года». Теперь осталось познакомиться с музыкальным материалом или прослушать еще раз свои любимые произведения!!!

+3
18:25
1202
RSS
18:44
+4
Классный анекдотик!!! Умный еврейский мальчик!!! Образованный
19:57
+5
Отличное возвращение к теме искусства и прекрасные примеры интерпретации другими, очень талантливыми личностями, любимых произведений. Возможность приблизить или создать настроение, которое тоже зазвучит в каждом по — своему. Яркая тема! Спасибо!
20:59
+3
Спасибо за глубокое проникновение в тему статью, тонкости! Удивляюсь Вашей интуиции и вкусу!
Ирина
20:56
+6
Познавательная статья! И УДИВИТЕЛЬНО, что стимулом явился анекдот. Вот ведь как бывает. Полезно всем. А если и музыку послушать, хотя так много, это не реально, я только Чайковского слушала Времена года.
15:23
+5
Друзья, спасибо за отклики! Тема увлекла меня, признаюсь, что сама узнала новое. Этот процесс познания длится всю нашу жизнь…
19:43
+5
Для меня много новой информации. Спасибо за просвещение!
19:46
+5
«Времена года» Чайковского все знают, а вот остальное… надо слушать, но это не реально, но хоть почитать про это полезно
03:27
+4
Оля! Молодец! Интересная статья получилась… Познавательная. Я знала только троих авторов… Неужели бывают такие шестилетние дети! Если есть, то у них супер родители — воспитатели-учителя!
14:02
+3
Спасибо, Люба! Я думаю, что этот мальчик воображаемый концентрат знаний!!! smile
14:05
+4
Дорогие друзья, проявившие интерес к этой статье!!! Вы будете сильно удивлены, как и я, потому что оказывается, что есть еще «Времена года» композитора Вячеслава Александровича Овчинникова, нашего современника, недавно ушедшего. Его произведение называется Оратория для хора, симфонического оркестра и солистов!!!
Не могу не написать, в память об ушедшем известном композиторе нашей современности.
Среди сочинений Овчинникова – опера “На заре туманной юности”, балеты; оратории “Времена года”, “Гимны Отечеству”, “Сергей Радонежский”; четыре симфонии, шесть сюит для оркестра.

Также он написал музыку к таким кинофильмам, как “Война и мир”, “Андрей Рублев”, “Они сражались за Родину”, “Иваново детство”, “Борис Годунов”, “Дворянское гнездо”, “Земля”.

Так что не только мальчик, но и мы все все вместе молодцы! Провели такую исследовательскую работу!!!

P.S. Я решила материалы комментариев поместить в статью, потому что наш современник достоин, чтобы его знали и помнили. Один только список кинофильмов, к которым он написал музыку говорит о многом...
23:55
+4
Прекрасное дополнение!
Мир музыки прекрасен и волнует каждого.
Творчество наших композиторов заслуживает большого внимания!
Вячеслав Александрович Овчинников внес заметный вклад в наше искусство.
21:28
+3
Отличное дополнение! Почему страна узнает своих творцов после их ухода??? Очень жаль…
Загрузка...